Новосибирск:
(383) 211-94-92 sherl@sherl.ru
Обратный звонок
Рассчитать стоимость
Online заказ
Отследить груз

Почему так резко увеличились цены на перевозку грузов в контейнерах по Ж/Д?

29.03.2024

Почему так резко увеличились цены на перевозку грузов в контейнерах по Ж/Д?

Начало 2024 года было ознаменовано затруднениями в сфере отправки грузов в контейнерах железнодорожным транспортом с запада РФ на восток. Контейнеры стоят в очереди, тарифы растут ударными темпами, и пока проблема не решается, а только усугубляется. По мнению экспертов, причина заключается в том, что приоритет в отправках по ж/д отдан экспортному углю — он отправляется в восточную часть страны для переправки через местные порты, которые, как обычно, грешат малой пропускной способностью.

«Привет» из прошлого года

Признаки надвигающего коллапса на ж/д появились уже в декабре 2023 года. После январских праздников ситуация усугубилась, в феврале стала еще сложнее, а в марте стало понятно, что в ближайшем будущем проблема не будет решена.

На момент 11 января от отправки по железной дороге отстранили 201 контейнерный поезд (время простоя 80 поездов на этот момент уже составляло свыше 2-ух недель). Этот показатель в несколько раз выше прошлогоднего — тогда подобных поездов было только 12.

В феврале контейнерные перевозки сборных грузов в направлении Дальнего Востока практически остановились, а редко отправляемые поезда были еще «январскими».

Уже тогда транспортно-логистические компании были вынуждены предупредить своих клиентов о повышении тарифов из-за введенных ОАО «РЖД» ограничений в восточном направлении. Примечательно, что сначала в «РЖД» говорили о заторах из-за обильных снегопадов и крепких морозов, но в последних своих уведомлениях компания признала «нехватку железнодорожного оборудования и локомотивных тяг».

У отдельных компаний в «листе ожидания» находится порядка 200 контейнеров, а рекорд для одного перевозчика — 500 контейнеров.

Все проблемы из-за угля?

Экспертное сообщество связывает сложившуюся ситуацию с увеличением цен на уголь на мировом рынке, в связи с чем его стараются в больших количествах отправлять на экспорт. Мировые цены на уголь на фоне спроса в Китае и Индии стали расти еще в третьем квартале 2023 года. Экспортная стоимость для российского угля выросла на 20-30%.

Поручение об увеличении экспортных отправок было дано президентом еще в начале февраля. Тогда Владимир Путин поручил главе правительства и руководству «РЖД» продумать меры по вывозу угля из Бурятии, Якутии, Тывы, Хакасии, Иркутской и Кемеровской областей в восточном направлении. Для добывающих компаний это стало настоящим «подарком», потому что ранее они не могли вывозить дополнительные объемы угля из-за малой пропускной способности восточных транспортных узлов. Но теперь проблема возникла у владельцев сборных отправлений, для которых перевозка грузов ж/д-транспортом на Дальний Восток не может быть заменена никакими другими видами перевозок из-за их нерентабельности.

В итоге грузы и контейнеры есть, но нет поездов, поэтому в терминалах западной части страны все встало «замертво». Если первые заказ-наряды просто отменили, то сейчас их даже не согласовывают.

На данный момент отправить контейнер из Москвы во Владивосток по цене 200 тысяч рублей (как раньше) уже невозможно — цена выросла в 1,5 раза и будет расти еще больше! Возможности для отправки дополнительных контейнеров хоть и есть, но они очень скудные, а стоимость услуг — заоблачная! Можно отправить контейнер и на автомобиле на Дальний Восток, так получится даже быстрее, но груз получится «золотым». На такие условия соглашаются единицы грузовладельцев.

Простой контейнеров наносит урон различным сферам экономки. Например, закупленные аграриями Приморья удобрения тоже застряли «в пробке», и неизвестно, успеют ли они приехать по месту назначения к началу посевной.

Последствия для жителей Дальнего Востока

У россиян, проживающих в дальневосточном регионе, отношение к углю в принципе не самое лояльное — он загрязняет местную окружающую среду при перевалке, и при его сжигании (для отопления) образующиеся загрязняющие частички в воздухе — тоже не самая приятная вещь (поэтому люди ждут газификацию). И несмотря на то, что уголь, перевозимый с запада страны на восток, экспортный (а не для местного применения), ситуация вокруг него все равно негативно влияет на местное население, ведь поставки необходимых им товаров задерживаются.

Эксперты прогнозируют увеличение стоимости товаров народного потребления, отправляемых с «большой земли» на Дальний Восток. В стоящих в очереди на отправку контейнерах находятся грузы не только для предприятий и предпринимателей, но и товары первой необходимости: стиральный порошок, туалетная бумага, продукция для гигиены и пр. И это значит, что на все это цена вырастет, когда продукция доберется до полок в магазинах.


Возврат к списку