Новосибирск:
(383) 211-94-92 sherl@sherl.ru
Обратный звонок
Рассчитать стоимость
Online заказ
Отследить груз

Роботизация железнодорожной сферы: рентабельно, но пока с перебоями

Роботизация железнодорожной сферы: рентабельно, но пока с перебоями

Роботы в транспортной отрасли увеличивают скорость выполнения задач, автоматизируют монотонные процессы, снижают затраты, риски и ошибки при выполнении задач. Сегодня, особенно в быстро меняющихся условиях последних лет, роботизация бизнес-процессов включена в стратегию повышения эффективности для большинства компаний. А роботизация железных дорог и сопутствующей инфраструктуры позволяет ускорить процесс оборачиваемости грузов.

Роботы устраняют недостатки

Роботизация отрасли перевозки грузов жд транспортом, как известно, позволяет ускорить процесс оборачиваемости грузов (погрузка/выгрузка, складские операции), а также снизить себестоимость их эксплуатации (ремонты и техническое обслуживание).

В РЖД роботам доверили ввод нормативно-справочной информации, предполагающий корректировку тарифной таблицы стоимостей АСУ «Экспресс» в пригородном сообщении, а также администрирование пользователей интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом.

Внедрение роботов позволяет существенно повысить скорость различных бизнес-процессов. Они могут работать в режиме 24/7, не ошибаются и не устают. В некоторых областях скорость решения повысилась на 70%. Защите данных уделяется повышенное внимание – роботы функционируют в специальном защищенном серверном сегменте.

Так, по итогам 2020 года в ОАО «РЖД» было внедрено в эксплуатацию более 1 тыс. программных роботов в информационных системах, с их помощью было автоматизировано свыше 980 операций. Автоматически было обработано 500 тыс. обращений пользователей информационных систем ОАО «РЖД». А по итогам 2021-го – почти 1,7 млн запросов пользователей. По данным на конец года, в ОАО «РЖД» было запущено в эксплуатацию более 2 тыс. роботов.

Но перечисленные проекты – лишь точечное начало большого пути. Для внедрения новых технологий требуются большие затраты, которыми располагают только крупные игроки. Но даже для них остается вопрос срока окупаемости. Тем не менее есть страны, в которых уровень роботизации выше, чем в остальном мире, – это Южная Корея, Сингапур, Япония и Германия. Около 2,7 млн промышленных роботов работают прямо сейчас по всему миру. Эта цифра дает уверенность в том, что на них есть спрос.

Комбинированные решения

Уже сейчас инновационные технологии применяются для развития мультимодальных железнодорожных перевозок, оптимизации процесса модернизации железнодорожного полотна, сортировочных хабов и стыковых узлов. Но железнодорожная отрасль России в 2022 году по-прежнему остается низкороботизированным сегментом экономики страны.

Помимо конкретных проектов внедрения роботов на железной дороге, еще один текущий тренд – это решения, комбинирующие несколько технологий. Робототехника тесно связана с технологиями искусственного интеллекта, проникновение в отрасль которых гораздо глубже. Уже сейчас в российской железнодорожной отрасли ИИ используется для видеоконтроля и учета железнодорожного транспорта, для мониторинга и предиктивного анализа состояния железнодорожного транспорта и для контроля погрузочно-разгрузочных работ.

Вместе с тем в нынешних условиях наукоемкие разработки в области робототехники могут себе позволить только крупные корпорации. Инвестиции в эту область могут осуществлять компании уровня РЖД или таких холдингов, как УГМК. Горизонт окупаемости инвестиций подобных проектов может превысить 5 лет, потому что в их цикл включена не только разработка ПО, но и работы по созданию аппаратных средств, начиная с датчиков и лидаров и заканчивая промышленными контроллерами.


Возврат к списку